Восхождение на Эльбрус: 5642 метра. Часть I

«…В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы - просто некуда деться.

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце…»

В.С. Высоцкий

Как это ни странно, но для того, чтобы сесть и обработать все фотографии (а ведь их не одна сотня), написать к ним сопроводительный текст, рассказать историю нашего восхождения - мне потребовалось 2,5 года. Но не зря же говорят - всему свое время. Столько информации в голове, с чего же начать? Жаль, что дневник остался дома (пишу пост находясь на Бали, уехали с мужем в медовый "месяц" на полгода в Азию/ p.s. я уже вернулась в РФ, но умчала в СПб, дневник прихватить забыла), так я смогла бы обновить воспоминания и меня бы захлестнуло в те самые эмоции. Помню нужно было уже идти спать, в лагере был строгий режим: ранний подъем, дисциплина. А я на коленке писала о прожитом дне. Сделаю потом отдельный пост с записями из дневника.

Я давно хотела пойти в горы, да чтоб высоко и серьезно. Но думала ли, что это случится так скоро? Отца моей подруги (далее Саша) позвали на Эльбрус, а она позвала меня, а я в свою очередь предложила своему отцу. Кстати, восхождение было семейным. Нас было 17 человек. Это довольно много для команды, которая хочет пойти на самую высшую точку Европы - уснувший (да, не потухший) вулкан Эльбрус. Западная вершина, 5642 метра.

2015 год был очень насыщенным на перемены и я ждала их, очень. Все началось с 19 января, мы с Сашей пошли окунаться в прорубь (я впервые в жизни) и тогда я сказала себе, что я хочу гору перемен и если я нырну в прорубь, то это непременно станет их началом. Долго не решалась, но с поддержкой Саши я все-таки скинула одежду и пошла к проруби! И да, перемен после этого было много: восхождение, увольнение из офиса в никуда, а под конец года отправились зимовать во Вьетнам на 3 месяца со своим уже нынешним мужем. Год перемен, определенно.

И хочу предупредить, что я ни в коем случае не являюсь гуру восхождений, все, что я описываю, это мой опыт, слова бывалых в горах людей и мое видение. Надеюсь, что это лишь начало моего горного пути.

Приятного чтения и просмотра!

Поездка на Кавказ была запланирована на август, готовиться начали с февраля. Мы с Сашей первую пробежку в лесу делали 14 февраля, помню как сейчас, вся набережная была занесена снегом.

Главная цель подготовки — развитие выносливости, укрепление ног, корпуса. Бегать нужно не на скорость, а на длительность. Я бегала 3 раза в неделю по 10 км, папа делал различные сеты (упражнения). Раз в неделю мы с половиной состава команды бегали в лесу по пересеченке, километров 5, это как все 10 по ровной дороге.

Я считаю, что нам очень повезло с командой, поскольку были представители советской закалки и альп школы, у нас решала все дисциплина, ответственность; принципы и суждения были очень близки мне. Например, объясняли, что не стоит говорить: "я иду покорять горы/я покорила", потому что человек ничтожно мал по отношению к горе, и ты поднимешься на гору только если она этого захочет, разрешит. Может вам кажется это смешно или нелепо, но это так. Погода в горах непредсказуема и не совпадает ни с одним прогнозом. И если вам повезет и будет ясно - вы сможете пойти на восхождение. Правильнее сказать "мы совершили восхождение/взяли высоту". Это уважение к горе и неписанное правило горного туриста/альпиниста. Меня правда коробит, когда люди говорят, что они чего-то там покорили. Согласитесь, что от правильности слов меняется настрой и смысл вашего пребывания в горах. Сравните, когда человек идет как павлин покорять, или когда он идет на восхождение проявляя ко всему уважение. Возможно, понять это все можно только побывав там. Пока я туда не сходила, я вообще не представяла на что я подписалась. НО! Я не настаиваю, говорите как считаете нужным :)

Рада, что мой первый опыт, связанный с серьезными горами, был с такими правильными людьми, если можно так выразиться. Не было цели наживы, сбора денег, потому что это не коммерческий подъем. Мы не платили за восхождение никому, скидывались только на трансферы, ратраки, канатку, общак, еду. Ну и билеты на поезд.

Помимо бега и упражнений раз в неделю, мы старались с отцом, нагрузив наши рюкзаки, лазать по горам, ну относительно Эльбруса это не горы, холмы. Делалось это для того, чтобы натренировать ноги, тело, привыкнуть к рюкзаку. Так как восхождение весьма монотонно и занимает много часов - нагружаются мышцы, которые в обычной жизни вообще не задействованы, особенно при спуске. Плюс нагрузка на колени невероятная. Если у вас колени дают о себе знать, обязательно берите с собой саппорты или бандаж для профилактики травм и в помощь коленям от нагрузки. Ведь у вас еще и рюкзак будет килограм 15 (если программа подобной нашей). Ну вот грузили мы рюкзаки и ходили часа 3. Уставали жутко. Но этого было мало, а поняли мы это уже в Приэльбрусье, за неделю похода мы прошли 90км, несколько дней ходили с утра до вечера останавливаясь лишь обедать и все с тяжелым рюкзаком. А когда ходили с папой по холмам - мы так сильно не нагружались. Короче, ходите по горам больше. Это помогает, правда.

Итак, наступил август, очень внезапно. Стартовали мы из Казани.

Дорога была очень комфортной, ехали мы на плацкарте, но в новом вагоне с кондиционером, что немаловажно. По пути играли в карты, учились вязать альп узлы. Через три дня доехали до Минеральных вод. Дальше ехали на комфортабельном микроавтобусе в поселок Эльбрус, ехать часа 3-4.

ДЕНЬ 1

Приехав в поселок Эльбрус мы сразу же стали переодеваться в походный вариант одежды и тут же отправились в поход. Да, даже не отдохнув с дороги)

В первый день мы шли долго, пришли к лагерю уже в сумерках. Планировалось придти раньше, но все осложнилось тем, что сели снесли тропы и мы шли чуть ли не по вертикали.

Пришли мы ужасно уставшие. Я помню, что пока мы разбивали лагерь (ставили палатки, переодевались) стало уже совсем темно, тут спасают налобные фонарики, которые нужно в любой поход брать в обязательном порядке. Готовили уже в кромешной темноте. И было нам не до съемки. Нужно было скорее поесть и отбой.

Вставать рано утром и снова в путь. Кстати, спали как убитые и это около очень шумной горной реки, по дну которой то и дело прокатываются камни, издавая глухие удары. У нас перед сном ныли колени и вообще было чувство, что утром никто не встанет. Но нет, проснулись обновленными. Видимо организм мобилизуется в условиях "некуда деваться".

По поводу готовки еды, у нас не было поваров, которые бы готовили все дни похода, как это бывает в коммерческих походах. Мы все дежурили семьями по одному дню. Например, сегодня завтрак, обед и ужин готовит семья Борисовых-Семеновых (это значит, что отцы набирали воду в реке, а мы с Сашей кашеварили, накладывали всем еду, а после мыли огромные кастрюли). Когда все семьи имели по одному дежурству за спиной, все начиналось заново.

Кстати, так как у нас была очень большая команда - 17 человек, то и одной кастрюлей не обойдешься. У нас их было 3 или 4, огромные котлы я бы сказала. Их всех поделили между мужчинами и их нужно было упихнуть и в без того плотнячком забитый рюкзак, еще делилась между участниками еда, горелки, шторки и тд. А еды то было много! В общем, к весу рюкзаков прибавилась еще значительная часть.

ДЕНЬ 2

Первая цель нашего 10 дневного похода -  дойти до перевала Ирикчат, это своего рода адаптационная точка, высота 3667 метров (1Б-2А категории сложности, осыпной, снежно-ледовый перевал). Все ради адаптации. Для тех, кто не в теме - без адаптации у вас крайне мало шансов взойти на серьезную высоту, а проходит она так: забираешься на высоту, затем спускаешься, и так несколько раз, только каждая последующая высота должна быть выше предыдущей.

Первая наша точка - Ирикчат, потом будет Приют 11, затем Скалы Пастухова и только после этого уже восхождение. Все эти точки, внимание, в разные дни, организм должен успевать адаптироваться и хоть немного отдыхать. До Ирикчата мы дойдем спустя 2 ночевки, то есть на 3ий день похода. Ну давайте по порядку.

Наконец-то добрались до второго лагеря. Включая дорогу на Кавказ мы не мылись уже 5 дней, голова выглядела так себе. Около лагеря мы найдем родник и будем набирать воду в бутылки, поливать с Сашей друг другу голову. У меня мозг скукоживался от холода. Зато голова чистая)

Мы поставили палатку под пригорок и после того как прошел сильный ливень с градом, нас затопило. Мы переставили палатку в другое место и снова затопило. В итоге мы перезжали 3 раза, последний - прямо в дождь. Одежда вся была сырая, а утром идти на Ирикчат, так как это уже высокогорье, погода непредсказуема и идти нужно туда уже с термобельем и другими теплыми вещами, а у нас все сырое. Нужно было максимально возможно высушить одежду, поэтому спать легли надев на себя все сырое и оставшиеся мокрые вещи закидали в свои спальные мешки, в которых, собственно, и спали. Помню, что спать было холодно. Но зато все высохло. Этот лайфхак советую взять на вооружение.

ДЕНЬ 3

Каково же было наше удивление, когда проснувшись рано по утру и выползая из палатки, мы увидели табун лошадей прямо в нашем лагере!

Ну вот и поднялись мы на Ирикчат, не помню сколько уже часов составило восхождение, местами приходилось идти прям по селевому потоку, но густому, то есть идешь и под тобой все движется - камни, грязь. Идти нужно быстро, чуть ли не бегом, чтобы не сползти вместе с потоком. Перед самим Ирикчатом уже был довольно крутой подъем, соотвественно на обратном пути он станет крутым спуском с мелкими камушками в придачу, помню, как опирались на треккинговые палки, чтобы не улететь вниз.

Команда сделала нам сюрприз на Ирикчате - посвящение в туристы для всех, кто в горах впервые. Нужно было съесть горстку мокрых сухариков (вроде бы они были с кетчупом, или я путаю) и запить очень противным соленым раствором. После тебе на лоб ставят галочку зеленкой)

О, забыла рассказать про отведенные всем роли в команде. Кто-то был завхозом и отвечал за кастрюли и провизию, а кто-то за аптечку, я например была фотографом нашей команды. Думала, что мне досталась легкая роль, но когда тебе то и дело говорят, что нужно ускориться и уйти вперед, обогнать команду и фоткать их спереди или сбоку - ох, это через чур выматывало. Повезло, что мы с папой фотографировали поочередно. Еще и зеркалка весит с объективом почти килограмм. В горах каждый грамм ощущается. Когда шли на Эльбрус и я тащила зеркалку на шее, хотелось выкинуть ее в прижайшую пропасть.

Вернемся к повествованию. После Ирикчата мы пошли обратно в лагерь, собрали его и вернулись в наш первый бивуак. Цель - отдохнуть после набора высоты.

ДЕНЬ 4

Подъем в 6-7 утра, завтрак и сбор лагеря. Дальше в путь. После адаптационного выхода на Ирикчат мы должны были добраться до кемпинга в селе Терскол.

На этом я пока заканчиваю, поскольку решила дозировать информацию, поскольку ее слишком много, как мне кажется. В следующей части буду рассказывать и показывать рынок Чегета, наши прогулки по Терсколу, радиальные выходы к Приюту 11, скалам Пастухова и, конечно же, само ВОСХОЖДЕНИЕ! + что нужно обязательно брать с собой, а что можно оставить дома.

А еще расскажу о том, как в ночь восхождения начался штормовой ветер, один из участников команды чуть не вылетел из вагончика вместе с дверью; и как нас просили отказаться от восхождения.

P.S. Буду рада вашим вопросам, комментариям под постом в инстаграм

и клику на сердечко прямо под этой историей :)